Почему у многих людей аллергия активизируется именно весной? Думаете, потому что на авансцену выходят главные аллергены всех времен и народов — пыль и пыльца? Не только поэтому! Вы удивитесь, но очень большую роль играет еще и таяние снега, в котором за зиму накопилось огромное количество промышленных отходов и транспортных выхлопов. Как они связаны с аллергией?
Начнем с того, что определимся, можно ли аллергию считать болезнью? Это всего лишь состояние, которое может привести к развитию того или иного заболевания, (например, аллергического ринита или астмы). По современным данным, около 40% людей рождается со склонностью к «неправильным» («аллергия» означает «иная чувствительность») реакциям на окружающую среду. Однако, эта предрасположенность проявляется лишь у 20-30% людей.
Европейские медики стали отходить от термина «аллергик», заменяя его понятием «человек с гиперчувствительными реакциями». А механизм запуска этих реакций может вызывать не только сам аллерген, но и другие провоцирующие факторы. Например, парфюм, алкоголь, стресс, вирусная инфекция, табачный дым и те самые вредные вещества, что содержатся в тающем снеге. Значительное влияние оказывает и состояние окружающей среды. Если учесть, что оно становится все хуже, неудивительно, что для каждого последующего поколения усугубляются и проблемы с аллергией. Если раньше это была болезнь взрослых, то сейчас она проявляется уже с 3 лет. Заявляет о себе она через кожу, нос и бронхи. Причем сначала она проявляется через ринит, затем, если его не лечить, переходит в астму. Таким образом, нужно понимать, что пускать аллергический насморк на самотек опасно.
К кому обращаться с аллергией?
К кому же обращаться с этим заболеванием, к аллергологу или ЛОРу? Правильный ответ — и к тому, и к другому. Каков подход аллерголога? Если есть аллергия, нужно узнать, на что. Но, как мы уже сказали, у человека с гиперчувствительными реакциями, механизм запуска может спровоцировать не только сам аллерген, но и факторы-провокаторы. Аллергологи могут выявить аллерген, но они не могут справиться с факторами-провокаторами. Кроме того, аллергия — это всегда воспаление, и чтобы вылечить его, нужно располагать эндоскопическим оборудованием, которого у аллергологов нет. Без него все диагнозы будут лишь предположительными. Есть и другой аспект — здоровый человек, особенно это касается детей, после ОРВИ выздоравливают через неделю, а аллергику на восстановление требуется месяц. Поэтому консультация ЛОРа в любом случае обяза тельна. Причем такого, который не будет лечить пациента вслепую.
Где лечить?
Собственно, те, кто уже опробовал в работе современные методы диагностики, считают, что без них «лезть в нос» не имеет никакого смысл — все равно ничего не ви дишь. В Пензе таким оборудованием располагают врачи Клиники «Лор Центр». Но ставку они делают не только на эндоскоп. «Мы ориентируемся на современную доказательную медицину, — говорит Евгений Суха- чев, — а она основывается на точном знании и фактах, тогда как описательная медицина базируется на догадках и порождает массу мифов. К сожалению, в России бесплатная медицина отстала в своем развитии от европейской лет на 20-30. Мало кто из рядовых врачей может себе позволить выписывать дорогие европейские издания. А в них как раз и публикуются статьи, развенчивающие многие медицинские мифы, описываются новые более эффективные и щадящие методы лечения. Мы этой информацией делимся с коллегами, пациентами».
Например, Клиника «Лор Центр» одна из первых в России стала применять высоко технологические хирургические методики. Сотрудники клиники говорят, что если сравнить их с традиционными методами, то на ум идет аналогичное сопоставление высокоточного орудия и бомбы: риск меньше, эффективность выше. Давно и с успехом применяют здесь и лазерную хирургию. Благодаря ей, здесь можно проводить безболезненные и бескровные операции, сохраняющие и сам орган, и его функции. Но совсем ужэксклюзив — холодноплазменные операции. Клиника «Лор Центр» стала делать их одними из первых не только в России, но и в мире.
Отдельная история — подход к оперативным вмешательствам. Они проводятся только в крайнем случае — врачи до последней надежды борются за то, чтобы ее избежать. Здесь считают, что «аллергия и скальпель несовместимы». Но если уж без операции не обойтись, в клинике предложат бесплатное сопровождение в течение года. Врачи несут ответственность за здоровье пациента и отслеживают его состояние в каждый из сезонов, а также во время эпидемий.