Недетские вопросы к лор-врачу

Отчего храпят дети и что делать, когда ринит становится спутником новоиспеченного детсадовца? Как справиться с аденоидитом? На эти вопросы читателей «КомПры» ответил кандидат медицинских наук, главный лор-специалист сети клиник «Лор Центр» Евгений СУХАЧЕВ.

Моей дочке 2 года. Во сне она очень сильно храпит. Об­ратились к врачу, и в качестве «лекарства» он прописал нам називин. Но меня мучают сомнения: разве можно им пользо­ваться на протяжении длительного времени?

Сергей

Конечно, ребенку необходим осмотр на эндоскопи­ческом оборудовании, потому что врач назначил вам лечение вслепую. Обследование по старинке пальцем, во-первых, чрезвычайно болезненно для малышки, а во- вторых, малоинформативно. Эндоскоп позволяет решить обе эти проблемы сразу.

Если говорить отвлеченно, то храп — характерный сим­птом аденоидита. Эта болезнь начинается, как правило, с трех лет, но вот буквально вчера к нам приводили пару двухлетних детей с развернутым ринитом и аденоидитом.

Пугаться этого заболевания не стоит — современные технологии позволяют вылечить аденоиды, не удаляя их. Это важно, потому что они — важная часть иммунной си­стемы ребенка. В нашей клинике мы обрабатываем этот орган лазером и назначаем противовоспалительную те­рапию. А сосудосуживающими каплями я бы не злоупотреблял. Они не безвредны даже для взрослых, а уж для детей тем более.

Моему трехлетнему сыну поставили диагноз аденоидит 3 степени. В качестве лечения нам назначили лимфомиозот, эуфорбиум композитум курсом 3 недели и ИОВ Малыш на протяжении 6 месяцев. Сначала было заметное улучшение, но спустя два месяца после лечения нос у ребенка опять не дышит. Подскажите, как часто можно повторять курсы тако­го лечения? Что предпринять? Очень боюсь операции.

Эльвира Земскова

К сожалению, только с очень недавнего времени медицина стала располагать инструментами, позволяющими достоверно проверить эффективность применяемых методов лечения. И как выяснилось, гомеопатические препараты — а вам назначили именно их — не подтвердили своей эффективности. Следователь­но, их применение бессмысленно. Поэтому я вам не советую тратить время и деньги на такое лечение, лучше прибегнуть к со­временным методам медицины.

Например, аденоиды прекрасно поддаются лечению посред­ством лазерной хирургии. Менее 1% детишек, которые к нам об­ращаются с аденоидами, нуждаются в большом хирургическом вмешательстве, то есть в удалении аденоидов. Проблемы осталь­ных поддаются коррекции через безболезненные бескровные процедуры и адекватную терапию. В результате такого подхода дети выходят на нормальное носовое дыхание, реже болеют.

У этого вопроса есть и другая сторона — удалять аденоиды можно только в самом крайнем случае: они обеспечивают свою часть нормальных иммунных реакций со стороны организма ре­бенка. Но и оставлять ситуацию как есть так тоже нельзя, потому что если не лечить аденоиды, следующим этапом с большой вероятностью станет аллергическийринит. А он в свою очередь предрасполагает организм к астме. Хотя, естественно, все инди­видуально.

Как только мы начали посещать детский сад, мой сын по­стоянно стал болеть ОРВИ. Поначалу думали, иммунная си­стем привыкает. Но прошло уже 2 года, а мы не вылезаем с больничных. Лечиться ходим к педиатру. Может быть, было бы эффективнее посетить лора, как вы считаете?

Наталия Петровна

Таких малышей, как ваш, у нас в клинике, шутя, называют «своими людьми», часто болеющие детки дошкольного воз­раста — это наш традиционный контингент. Не факт, конечно, что у вашего ребенка есть какие-то проблемы по нашей части, но если он часто болеет, за этим может скрываться ряд лор- заболеваний. Тот же аденоидит и другие. Чтобы исключить их, нужно все-таки пройти обследование на эндоскопическом оборудовании.